Каталог статей > статья

 

Белоруссия, как и Россия, не создала своего ярко выраженного, стилистически единого художественного направления в стекле. И тем не менее белорусское стекло, или, вернее, работы белорусских художников стекла — весьма заметная струя в общем потоке советского стеклоделия. Основной центр белорусского стекла — завод «Неман» расположен в городе Лида. Это Западная Белоруссия. До Великой Отечественной войны завод «Неман» славился изготовлением превосходного прессованного стекла, а также цветных стекол.

После Великой Отечественной войны, когда завод был восстановлен и реконструирован, здесь сохранились традиции высокой культуры производства и выделки качественных прессованных изделий. Но художники, работающие на заводе теперь, в большинстве своем не являются коренными жителями, они приехали из Ленинграда, из Москвы, из Эстонии и привезли с собой приверженность к определенным художественным направлениям. Так, в хрустале белорусское стекло тяготеет к Ленинграду, в культуре формы и цвета — к Прибалтике. И вместе с тем каждый воплощает собственные художественные идеи, имеет свое неповторимое творческое лицо.

Наиболее широк по диапазону поисков, пожалуй, В. Мурахвер. Тонкий вкус сочетается у него с любовью к экспериментированию. С одинаковой виртуозностью он создает вещи с рисунками, выполненными алмазным колесом изделия из цветного стекла. В. Мурахвер один из первых начал обновление прессованного стекла, которое ранее имитировало алмазное гранение и всячески подражало «настоящему» хрусталю. Художник создал интересные рисунки для прессованных салатниц пепельниц, конфетниц и т. д., выявляющих красоту и неповторимость техники прессования.

Интересен опыт Мурахвера в технике травления и обработки изделий на шайбе, когда снимается часть накладного цветного стекла и выявляются красивые резкие сочетания цветных и прозрачных плоскостей. Наиболее выразительны его вещи с сочетанием красного, желто-оранжевого и бесцветного. Необычны также работы художника в области создания крупных изобразительных форм из тиходутого стекла.

Более определенен стиль работ Л. Мягковой. Она также работает во многих материалах и техниках, но в основе ее произведений всегда лежит какой-либо сюжет, выраженный или изобразительно в форме и декоре сосудов, или же ассоциативно: цветом, деталями. Среди этих последних произведений наиболее интересен ее набор сосудов «Царевна-лягушка» («Сказка») из зеленоватого стекла с темными включениями и некоторой кажущейся шершавостью фактуры, напоминающий лягушачью кожу. Вещи утверждены на прозрачных четырех-пятипалых подставках, то есть, как бы стоят на лягушачьих лапках. И вместе с тем в наборе есть какая-то широта, торжественность, масштабность, то есть та сказочность и царственность, которая характерна для этого фантастического произведения, вошедшего в фольклор почти всех европейских народов.

В хрустале Мягкова часто выполняет графины с сюжетной гранью и гравировкой, посвященные, например, рыцарским временам, шахматам, в некоторых из них она сопоставляет восточную, западную готическую и русскую архитектуру.

В ином, отточено-конструктивном стиле создавала вещи на «Немане» Сильвия Раудвеэ, перешедшая затем на преподавательскую работу. Ее набор «Красно-синий»— это своего рода микроархитектура в стекле. В вещах С. Раудвеэ и К. Вакс наиболее сильно проявляется влияние прибалтийской школы в белорусском стекле. Работы же В. Дзивинской и В. Жохова привнесли в это стекло народные, в частности русские, мотивы, любовь к гутенской технике и лепным деталям. Эти художники работали раньше на русских заводах, и их индивидуальное стилевое направление начало формироваться в России. Отсюда, очевидно, такие их произведения, как «Северные мотивы», «Петушок» (В. Дзивинская), «Серебряные кружева» (В. Жохов) и их общая тяга к скульптурным мотивам в стекле. Недавно пришедший на завод А. Анищик проходил стажировку в Чехословакии и является сторонником направления «чистой формы». Его вещи утилитарны, элегантны, очень близки к несколько безликому международному дизайну и как бы программно не несут в себе изобразительного начала или событийных ассоциаций, пленяя нас красотой и целесообразностью формы и качествами материала самими по себе.

Кроме того, на заводе работает талантливый мастер-самородок А. Федорков, создатель особой техники, напоминающей венецианскую нить. Он выполняет по собственным замыслам уникальные произведения, не встречающиеся более нигде в мире. Однако, чаруя нас декоративной выдумкой, мастер все же значительно менее изобретателен в поисках новых форм. Итак, завод «Неман» объединяет множество индивидуальных манер и эстетических пристрастий, среди которых невозможно нащупать какое-либо единое направление или принципы определенной школы. Однако это не мешает белорусскому стеклу по своим художественным качествам быть среди лучших образцов советского стекла.