Обслуживание автокранов в Камышине, ремонт автоподъемников, металлконструкций кранов и спецтехники
    
Каталог статей > статья

 

На территории Российской Федерации находится большинство старинных центров отечественного стеклоделия, возникших в XVII—XVIII веках, успешно развивавшихся в прошлом столетии и выработавших в концу XIX— на чалу XX века свои достаточно характерные стилистические черты. Гусь-Хрустальный, Дятьковский и Николо-Бахметьевский за воды преимущественно варили хрусталь. На заводе Болотина недалеко от Вышнего Волочка — цветное стекло. В Новгородской губернии — более дешевое «белое» стекло. Хрусталь также не был однотипным. На Гусь-Хрустальном его декорировали главным образом гравировкой. В Дятькове — алмазным гранением. Здесь же варили и цветные простые и хрустальные стекла. Николо-Бахметьевский завод старался выпускать более дорогие вещи изысканного вкуса, нередко выписывая формы и образцы для них из Франции от фирмы «Баккара». Петербургский казенный завод был слит с Императорским фарфоровым заводом в единое предприятие, обслуживавшее царский двор.
Таким образом, в целом русское стекло представляло довольно пеструю картину, и, пожалуй, о едином стиле этого стекла говорить не приходится. Этим, в частности, и объясняется тот факт, что русское стекло как стилистический феномен почти совершенно не интересовало историков искусства как отечественных, так и зарубежных, о чем уже упоминалось вначале.

После того кризисного состояния, в котором находилось производство художественного стекла в 1920-х годах, наряду с мероприятиями по восстановлению заводов, была проведена и их специализация. Всего в это время по всей стране сортовую посуду выпускало 29 предприятий. Почти полный ассортимент бытовой посуды производили только три крупнейших завода, прошедших реконструкцию и сумевших сохранить или же обучить новые кадры мастеров: Гусь-Хрустальный, Дятьковский и бывший Николо-Бахметьевский. Остальные заводы специализировались на немногих основных видах изделий, доводя их производство до совершенства.
К 60-м годам повсеместно встала задача обновления ассортимента. В ходе этой важной работы наибольшего успеха добился Ленинград и находящиеся в орбите его художественного воздействия Новгородские заводы, которые сумели выработать свой оригинальный стиль. Вторым достаточно самостоятельным центром стал Гусь-Хрустальный и тяготеющие к нему небольшие заводы Владимирской области. Остальные же русские заводы — и реконструированные старые, и вновь по строенные — унаследовали может быть далеко не лучшую традицию русского стеклоделия: некоторый стилистический разнобой. По художественному же уровню вещи современного Дятьковского завода или завода «Красный май» (бывший Болотина) не могут быть, конечно, поставлены в сравнение с той стилистической эклектикой, подражательностью и засилием декорировки так называемой «мальцевской гранью», которые существовали до революции. Тем не менее некая пестрота направлений, широкий спектр исканий художников, не позволяющий как-либо особо очертить определенные признаки русского стекла по отношению, например, к Украинскому или Прибалтийскому, остались. Это объясняется как достаточно широким профилем заводов, давно уже перешагнувших рамки узкой специализации, так и тем, что сюда пришли художники с различной творческой подготовкой и их эстетические позиции далеко не всегда совпадали. Например, на Дятьковском заводе одно время вместе работали Е. Шувалов, окончивший еще в 1930-х годах Пермский художественно-педагогический техникум, В. Сойвер — воспитанник Таллинского института прикладного искусства, М. Грабарь, окончившая Ужгородское училище прикладного искусства и В. Шевченко, учившийся в ЛВХПУ, а творческую аспирантуру проходивший в МВХПУ. Естественно, что такие коллективы, состоявшие из специалистов разных возрастов и разных художественных пристрастий, вряд ли могли способствовать созданию единого стилевого направления на заводах.

Кроме того, многие заводы основательно расширили не только ассортимент, но и количество видов выпускаемого стекла и способов его обработки. Так, например, на том же Дятьковском заводе варят хрусталь, цветное стекло и сульфид-цинковое стекло. Ту же картину видим и на «Красном мае». На обоих этих заводах производится выдувное стекло, прессовыдувное (механизированное) и прессованное. Среди способов декорирования распространено гранение, пескоструйная обработка, декалькомания, живопись. Естественно, что столь широкие возможности рождают и стилистическую широту.
Наконец выше говорилось о том, что группа московских художников — Г. Антонова, Е. Батанова, С. Бескинская, Н. Ганф, Е. Жигалкина, Ф. Ибрагимов, О. Кобылинская, И. Невская, С. Рязанова, Л. Савельева, Т. Сажин, В. Филимонова, Л. Фомина и другие — периодически выезжает на различные заводы, главным образом на те, где нет еще штатных художников, и работает там, естественно проводя собственные художественные идеи, тем более что у большинства этих небольших заводов нет каких-либо прочных художественных традиций.

Таким образом, сегодняшнее русское стекло, казалось бы, представляет собой скорее конгломерат индивидуальных стилей художников, чем систему художественных школ. И все же такой вывод был бы не совсем правильным. Советское художественное стекло — явление уникальное в мировом стеклоделии, и многое отличает его от французского, итальянского, чешского, английского стекла. А стеклотарный завод, конечно, является ведущим в российском стеклоделии и в большой степени определяет его общий характер по производству разной тары, такой как стеклянная бутылка и особенно банка. Поэтому если подходить с позиций сравнения со всей мировой продукцией, а не только сопоставления со стеклом Украины, Белоруссии, Армении и других республик, то у русского и даже у советского художественного стекла в целом есть ряд отличительных признаков.

Прежде всего это особая широта, масштабность, присущие нашему художественному стеклу. Оно отличается повышенной декоративностью, достигаемой главным образом за счет введения цвета. В этом, а также в довольно распространенном использовании гутенской техники, то есть способов и приемов, характерных для ручной обработки изделий, проступают народные корни советской культуры, хотя стекло и не являлось областью народного искусства. Русское стекло обычно лишено изощренности, в нем мало изделий, построенных на упражнениях с чистой формой. Почти все изделия имеют в своей основе или целесообразные формы сосудов, или изобразительное начало. Поэтому во всем советском стекле и главным образом в русском очень сильно образное начало, что придает ему особую эмоциональность. Оно может быть торжественным и величавым, веселым и затейливым, наконец, замкнутым и суровым, но оно никогда не бывает равнодушным и холодным. В нем, может быть, мало расчета, оно редко проектируется с помощью циркуля и линейки, но в нем всегда есть чувство, всегда видна рука художника, выражен его характер и мировосприятие.

Таковы некоторые общие черты, свойственные всему советскому и особенно русскому стеклу. Кроме того, следует сказать, что процесс консолидации и выделения некоторых направлений или школ еще не закончился. Сейчас, например, на тот же Дятьковский завод приехала группа молодежи, большинство из которых являются воспитанниками МВХПУ и учениками преподающей там Г. Антоновой — М. Кизлов, И. Мачнев, 3. Чумакова и др. Естественно, что их общие художественные позиции, несмотря на индивидуальный почерк каждого, достаточно близки. Если этот коллектив, уже достаточно ярко заявивший о себе на последних выставках, сохранится и сумеет развить свои потенции, мы, возможно, через несколько лет будем иметь наряду с другими направлениями и школу Дятьковского хрусталя, уже сегодня отличающегося от более спокойного и традиционно го хрусталя ленинградских художников своей конструктивностью, композиционной остротой и программной неожиданностью. Таким образом, процесс становления школ в русском стекле продолжается. Сейчас же познакомимся детальнее с теми двумя направлениями, которые уже заявили о себе достаточно авторитетно и существуют в течение долгого времени.