Каталог статей > статья

 

Страницы: 1, 2

Становление Ленинградской школы связано с именем В. Мухиной. Это было первое направление, выработавшее свои особые принципы создания стеклянных произведений, отличных от общераспространенной продукции.

В последнее время для Ленинградского завода художественного стекла — центра ленинградской школы — характерна работа только с высококачественным хрусталем. Хрусталь в основном обрабатывается алмазным гранением, реже — гравировкой, травлением, пескоструйкой, цвет применяется очень сдержанно. Масштабные вещи ленинградской школы несут в себе суховато-элегантные черты старого Петербурга — города дворцов и каналов, чугунных решеток и широких набережных, торжественных архитектурных ансамблей и строгой планировки. Спокойно-сдержанная праздничность, аристократичность, холодноватая красота отличает лучшие работы ленинградцев.

Главой ленинградской школы сегодня следует считать наиболее талантливого и опытного художника Б. Смирнова, начавшего работать в стекле под непосредственным руководством Мухиной. Отличительная черта его творчества — постоянный поиск сочетания в облике предмета изобразительного начала с высокой культурой формы и декора. Смирнов стремится также широко использовать оптические свойства стекла, его прозрачность.

Б. Смирнов — художник исключительно широкого диапазона. Он работает как дизайнер, как оформитель выставок, как художник книги. Ту же широту творческих возможностей проявляет он и в стекле. Нельзя назвать какую-либо одну манеру, которой он был бы особенно предан. С одинаковой виртуозностью владеет он путными приемами, свободным выдуванием, алмазным гранением, матовой гравировкой. Его графины «Волнистый», «Соколик», ваза «Татьянка», декорированная цветной нитью, вошли в массовое производство и выдержали в 1950-х годах тысячные тиражи. Особенно привлекателен был созданный им тогда приземистый прибор для вина на подносе.

Художник часто обращается к народным традициям, фольклорным мотивам. Свежо и неожиданно просто даны Смирновым образцы гутенской работы — графин «Барыня», ваза для цветов «Танцующая пара», сделанная в традициях народных потешных игрушек.

Двадцать с лишним лет идет Б. Смирнов в авангарде советского художественного стеклоделия. Он большой и смелый художник, обладающий огромным опытом и неисчерпаемой фантазией. Почти три десятка лет отдала Ленинградскому заводу и Екатерина Яновская, долгое время возглавлявшая художественную лабораторию. Именно она собрала здесь те кадры художников-единомышленников, которые сегодня достойно представляют ленинградскую школу. В первые годы своего творчества Яновская очень тяготела к образцам народного творчества и к интерпретированию в стекле природных форм, что было характерно и для творчества Мухиной. Таков ее прибор для вина «Желудь».

В работах Яновской 1960— 1970-х годов заметен новый подход к материалу. Чувствуется стремление выявить прозрачность хрусталя, подчеркнуть ее чистыми шлифованными плоскостями, дать более тонкую цветовую гамму. Декоративные свойства материала начинают играть в ее вещах не меньшее значение, чем изобразительные мотивы. В послед нее время в ее творчестве проявилась любовь к вертикали, к созданию высоких торжественных ваз и особенно кубков. Все большее внимание уделяет она в последние годы и тонкой гравировке.

Творческая биография Адольфа Остроумова началась в 1960 году, когда он после стажировки в Чехословакии и отличной защиты диплома в ЛВХПУ пришел работать на ЛЗХС. Первые его вещи были выполнены в гладком стекле и отличались особой напряженностью и подчеркнутой строгостью. Как правило, они не были декорированы гранением. Позже Остроумов стал работать почти исключительно в хрустале, обычно прозрачном или же слегка подцвеченном. Его вещи четко построены, обладают подчеркнутой архитектоничностью. В начале 1970-х годов Остроумов все более увлекается созданием большеразмерных, нередко составных декоративных вещей для общественных интерьеров. Начав с архитектурно-неизобразительных форм, он затем подошел к ассоциативно-изобразительным («Три грации», «Галатея», «День и ночь»). Это новый путь в творчестве художника, и первые его вещи были несколько спорны. Однако сегодня его вещи по-прежнему пленяют нас чеканностью формы и строгой ритмикой всегда оригинального, нового рисунка алмазной грани.

В иной манере работает Акнуний Аствацатурьян. Если многими вещами Остроумова хочется только любоваться, как драгоценностями, не дотрагиваясь до них, то произведения Аствацатурьяна более близки зрителю, их хочется подержать в руках, рассмотреть рисунок. Очевидно, именно по этому художнику так хорошо удаются сувениры. В последние годы, пожалуй, не было ни одного конкурса на сувениры из стекла или хрусталя, на котором Аствацатурьян не получил бы одной, а то и нескольких премий. Будучи превосходным графиком, художник неравнодушен также и к цвету и проводит с ним смелые эксперименты (вазы «Нептун», «Меандр»). Нередко он прибегает к склеиванию бесцветного и цветного хрусталя для получения дополнительных декоративных эффектов (вазы «Галактика»). С 1975 г. А. Аствацатурьян является главным художником ЛЗХС.

Читать дальше...