Каталог статей > статья

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Многое было сделано и в области улучшения техники и технологии декорирования стекла. Освоены новые люстровые краски, придающие поверхности изделий розовато- или голубовато-перламутровый оттенок. Разработаны способы декорировки стекла ультразвуком. По чешским рецептам освоено окрашивание хрусталя соединениями химических элементов — неодима и церия, придающее изделиям удивительно нежные, акварельные оттенки желтого и сиренево-голубого цвета. Среди всех этих технических новшеств, пожалуй, самым важным было изобретение технологами Ленинградского завода А. Кирьененом и Е. Ивановой сульфид-цинкового стекла, о чем ниже будет сказано подробнее, потому что это техническое новшество породило особое художественное направление в стекле.

На базе этих и различных других технических усовершенствований художественное стекло по своим эстетическим качествам выдвинулось далеко вперед по сравнению с другими видами нашего декоративно-прикладного искусства. Такому необычному рывку способствовал и еще ряд причин. И первая из них — сама технология художественного стекла, связанная с относительно бы строй сменой форм. По сравнению с фарфоровыми и фаянсовыми изделиями произведения из стекла, как правило, имеют гораздо меньший тираж, и поэтому обновление ассортимента происходит обычно легче и быстрее. Стекло в этом отношении гораздо мобильнее, динамичнее, чем, например, фарфор, металл, набивные ткани.

Стекольная промышленность начала широкое привлечение в производство художников значительно позже, чем текстильная или фарфоро-фаянсовая. По существу, на большинстве заводов художники появились лишь в послевоенные годы. Это, естественно, привело к тому, что сюда попали наиболее молодые, менее скованные традициями и канонами художники. Специалисты по стеклу, начавшие в массовом порядке приходить на заводы в 1950—1960-х годах, попали в живую, творческую атмосферу. Повсюду требовались новые изделия, новые художественные идеи, которые тут же реализовались или в массовом производстве, благодаря его относительной технической мобильности, или же в виде малосерийных и уникальных образцов, охотно принимаемых на внутрисоюзные или зарубежные выставки и ярмарки, число которых с середины 1950-х годов резко возросло. Почти все молодые специалисты уже через год-два стали членами Союза художников, что также способствовало росту их авторитета и укреплению чувства собственного достоинства. Все эти обстоятельства привели к весьма любопытным результатам. Впервые за многовековую историю отечественного стекла этот материал стал стилеобразующим, стал во главе развития декоративно-прикладного искусства. Конечно, сложный процесс стилистических изменений поисков новых пластических идей охватывает все искусство в целом. Он является опосредованным отражением куда более глубоких и серьезных экономических, идеологических, социально-психологических изменений. В каждой области искусства он реализуется своими методами и приемами. Однако при всем том нередко первым видом декоративного искусства, выступающим с новыми идеями, уже облеченными в художественную форму, являлось в нашей стране до середины 1970-х годов художественное стекло.

Посмотрим на те стилевые изменения, которые произошли в нашем искусстве предметного мира в послевоенное время и в первую очередь в художественном стекле.
С окончанием войны промышленность стала переходить на мирные рельсы и налаживать выпуск наиболее простых, несложных бытовых вещей, как правило, стоявших за гранью искусства, — граненых стаканов, алюминиевых ложек, одежды полувоенной формы и т. д. В то время в народе, «изголодавшемся» за войну по хорошим, настоящим вещам, была естественная тяга к «полноценным» предметам, желательно таким же, какие были до войны. Это вносило в быт элемент особой устойчивости, создавало ощущение, что период бедствий закончен, жизнь входит в свое русло и все налаживается. Хорошие, украшенные, добротные вещи придавали жизни черты уверенности и обстоятельности. Возвращался довоенный уют с розовыми и оранжевыми шелковыми абажурами. Промышленность, как только она немного оправилась от военных тягот, начала выпуск подобных вещей.

Гигантские вазы, ковры, кружевные панно и занавеси, появлявшиеся время от времени на выставках, утверждали то же направление, ибо выставки часто служили ориентиром для заводского производства.
И все же отдельные художники старшего поколения и в то время сумели создать достаточно органичные вещи, которые даже сегодня кажутся нам если и не совсем простыми, то во всяком случае обладающими известной сдержанностью и благородством. И это были вещи преимущественно в стекле и хрустале, а не в других материалах. Такова ваза «Репка» и некоторые кубки конца 1940-х годов В. Мухиной, ваза «Камушки» А. Липской, конфетница «Ладья» Э. Криммера, туалетный набор «Солнечный» Б. Смирнова и некоторые другие предметы. Это были ростки будущего.

Серьезные изменения начались с середины 1950-х годов. Иногда наступивший перелом прямо связывают с известным постановлением об излишествах и украшательстве в архитектуре. Но суть, очевидно, была в более глубинных процессах изменения жизни страны. И вот эти глубинные процессы породили изменение в мироощущении, а отсюда и изменения в искусстве. В предметном мире это проявилось наиболее отчетливо в виде двух связанных друг с другом тенденций. Первая из них выразилась в стремлении к значительному упрощению и созданию предметов утилитарных, функционально-бытовых, доступных и повседневных. И как следствие возникла вторая тенденция, которая заключалась в пробуждении повышенного внимания к форме, в поисках новых, неканонизированных и более свободных форм.

Читать дальше...