Каталог статей > статья

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Во-вторых, значительно возросла потребность в монументально-декоративных формах искусства. Задачи художественного оформления станций строящегося Московского метрополитена, павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, сооружений канала Москва—Волга, советских павильонов Парижской (1937 г.) и Нью-Йоркской (1939 г.) всемирных выставок потребовали применения в архитектуре витражей, мозаик и других декоративных произведений из стекла. Развитие этих видов искусства оказало стимулирующее воздействие на поиски новых стилистических качеств рядовой посуды и стекла индивидуального потребления.

Наконец, в-третьих, в стекле начала систематически работать такой крупный художник, как Вера Игнатьевна Мухина, автор широко известной скульптуры «Рабочий и колхозница», венчавшей советский павильон на «Экспо-37» в Пари же. Ее работа в стекле сразу же дала весьма ощутимые плоды. Наряду с В. И. Мухиной в работе на стекольных заводах были привлечены такие художники, как А. Липская, Н. Ростовцева, М. Львов, Г. Егоров, А. Якобсон и другие, специализировавшиеся в области декоративно-прикладного искусства.
При Главстекле Наркомата легкой промышленности СССР был создан Художественный совет, на который возложили контроль за художественным качеством стеклянных изделий в масштабе всей страны.
Началась плановая работа над обновлением ассортимента бытовой посуды.

Одним из наиболее любопытных событий в художественном стекле тех лет было создание уникального хрустального фонтана высотой 4,2 м для Всемирной Нью-Йоркской выставки («Экспо-39») по проекту скульптора И. М. Чайкова и инженера Ф. С. Энтелиса. Он представлял собой огромную неглубокую прозрачную хрустальную вазу на монументальной цветной ножке. Из центра вазы как бы вырастала глубокая чаша, а из последней поднимался хрустальный сноп. Вода, поданная под давлением в хрустальные трубки снопа, свободно стекала из стеклянных миниатюрных трубочек-зерен в чашу и, наполнив последнюю, переливалась в основной газообразный резервуар, изготовленный из толстого сплошного листа хрусталя. Фонтан явился как бы итогом и показателем возможностей стекольной промышленности предвоенных лет. Это было восстановление и развитие тех традиций изготовления монументальных произведений из стекла и хрусталя, которыми когда-то славился Петербургский завод.

В украшении фонтана были использованы почти все, освоенные в то время, способы декорирования стекла. В пьедестал было вставлено 22 орнаментальных витража из многослойного стекла.
В основании фонтана были помещены хрустальные медальоны с гравированным рисунком. Центральный столб, поддерживающий чашу, был выполнен из хрустальных деталей, обработанных крупным гранением. Капитель, на которую непосредственно опирался хрустальный резервуар, декорировали алмазной гранью и, кроме того, к ней были приклеены 11 выпуклых медальонов с гравированными изображениями гербов, входивших тогда в состав страны 11 союзных республик.

Наряду с фонтаном и мозаиками в конце 1930-х годов появились хрустальные люстры, витражи, светящиеся потолки и плафоны первых сооружений Московского метро, а также таких новостроек, как Театр Советской Армии, гостиница «Москва», залы Дома архитектора, фойе Дома работников искусств, фойе Театра имени Ленинского комсомола в Ленинграде и других. Они продемонстрировали богатейшие возможности использования декоративных свойств стекла в интерьерах и экстерьерах зданий. Все это привлекло к стеклу внимание широкой архитектурной и художественной общественности.

Примерно в это же время в области художественного бытового стекла начала особенно активно работать выдающийся скульптор Вера Мухина. Ее работа в стекле продолжалась с 1940 г. до самой ее кончины в 1953 году, а рождение интереса к этому материалу относится еще к концу 1920-х годов. Выполняя тогда мраморный торс, она задумалась о возможности создания его из прозрачного материала, в частности изо льда, причем так, чтобы торс как бы возникал из окружающей его воды, а вся композиция была установлена среди зелени как парковая скульптура. В 1938—1939 годах по ее эскизам были выполнены хрустальные изделия для «Кремлевского» сервиза на заводе «Красный гигант» (быв. Николо-Бахметьевский).
Стремление обобщить опыт и поиски отдельных мастеров и художников, работавших на разных заводах, привело В. Мухину и известного ученого в области силикатов Н. Н. Качалова к мысли о создании экспериментального научно-художественного центра по декоративному стеклу. В январе 1940 года В. Мухина, профессор Н. Качалов и писатель Алексей Толстой обратились в правительство с предложением организовать такой центр и начать планомерную работу по возрождению художественного стекла на базе имевшихся достижений науки и того технического перевооружения заводов, которое проводилось с 1934 года. Несмотря на то, что к этому времени были уже достигнуты определенные успехи в области осветления стекла и варки цветных стекол, качество массовой посуды оставалось на низком уровне. Мухина, Качалов и Толстой писали: «Стекло представляет собой материал замечательный не только своей своеобразной красотой, но и исключи тельной химической стойкостью, защищающей его от разрушающего действия времени на протяжении тысячелетий. Стеклянные изделия, наряду с керамическими и каменными являются единственными, поистине нетленными историческими документами, отражающими отдельные этапы развития человеческой культуры.

В настоящее время, когда техника механизированного производства строительного, технического и бытового стекла простейших видов достигла в нашей стране небывалого расцвета, производство художественных стеклянных изделий находится на недопустимо низком уровне».

Читать дальше...